02 декабря 2019

Микропластик: Как крошечные частицы вредят природе и человеку

Что выяснили ученые, изучив воду в Байкале, Балтийском море и лед в Арктике.

Как нити пластика попадают в Балтийское море

Физик и специалист Института океанологии имени Ширшова РАН по микропластику Ирина Чубаренко говорит, что сейчас в изучении микропластика идет эпоха географических открытий: «Ученые ищут его следы — и чаще всего находят. По данным нескольких лет, в Балтийском море содержатся по две синтетические нити на десять литров воды. Вероятнее всего, ниточки появляются в море из-за стирки. Они настолько маленькие, что легко проходят через очистные сооружения».

Чубаренко исследует миграцию пластика в мировом океане: «Наша главная задача — понять, где накапливается больше микропластика. Именно на эти места в будущем придется обращать внимание. Биологи в нашем институте изучают, например, как биота, в частности диатомовые и другие водоросли, помогают разрушению пластика в природе».

Ученые ищут следы микропластика — и чаще всего находят. В Балтийском море содержатся по две синтетические нити на 10 литров воды

«Мы берем пробы в Балтийском море и проводим лабораторные эксперименты: пытаемся понять физические механизмы, которые приводят к такому распределению пластика, которое мы сейчас наблюдаем в природе. Как он распространяется, пока полностью не ясно, потому что частички меняют свои свойства со временем и в конкретных условиях: где-то обрастают водорослями, в определенных местах меняется их плотность — пластик может стать легче, а может тяжелее, может разбиваться на более мелкие частицы, если попадет в прибойную зону. Попробуйте смоделировать миллиарды таких частиц в океане!»

Сколько микропластика в Арктических льдах

Старший научный сотрудник Института океанологии имени Ширшова РАН Филипп Сапожников вместе с группой других ученых уже выяснил, что Арктика не свободна от пластика и там его довольно много, причем огромная часть скрыта под непроходимыми льдами.

«Прямо сейчас проходит мощная международная экспедиция на судне «Академик Мстислав Келдыш». Огромный научный пароход путешествует в том числе и по Арктике, — рассказывает Сапожников. — Ученые исследуют новые для российских арктических морей явления: смотрят, как они меняются на фоне глобального изменения климата и влияния человека на природу, в том числе изучают и микропластик. Это возможно только в безледный период, когда судно может пройти насквозь от Восточно-Сибирского до Баренцева моря. У меня свое научное задание на берегу: я исследую часть проб, собранных в северных морях. Концентрация пластика в них почти не изучена — дело в том, что экспедиции идут всего второй год.

Пробы взяли во время дрейфа на судне «Академик Трешников» — для этого оно специально вмерзло в лед на два месяца

«По весьма относительным прошлогодним данным, в трех кубометрах арктической воды содержится примерно одна частица пластика. Это довольно много. Также в этом году я работаю с образцами, добытыми выше Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. Их взяли во время дрейфа на судне „Академик Трешников“ — для этого оно специально вмерзло в лед на два месяца. В нескольких сгустках микроводорослей, плававших подо льдом, уже нашлись микрочастицы».

Вместе с коллегами Сапожников изучает распределение пластика в морях: на свалках прибрежных городов лежит огромное количество мусора, и если пластик с полигона просто попадает в прибрежную зону, то он долго там циркулирует, а реки обычно уносят его на очень большие расстояния. Главная миссия группы ученых в том, чтобы найти способы очистить океан от микропластика.

Как бороться с микропластиком

Такое количество мусора, которое уже поступило в океан, просто так не выловишь. Его необходимо как-то уничтожать на уровне активности экосистем, считает Сапожников.

В 2016 году японские биологи нашли штамм бактерий, способных перерабатывать ПЭТ — один из самых распространенных видов пластика, из которого делают почти все бутылки для воды или газировки. Активность фермента, который они выделяют, выше, чем у аналогов, но он все еще недостаточно эффективен для промышленных масштабов. Ученые пытаются усилить эффект — чтобы можно было быстро избавляться от пластикового мусора. А еще специалисты обнаружили червей (точнее — личинок большого мучного хрущака), способных питаться пластиком.

Говоря просто, проблема пластика в том, что из него делают дешевые вещи. И если богатые страны могут себе позволить ограничения, то бедные государства с большим населением — нет, поскольку у многих до сих пор нет доступа к чистой питьевой воде. В этом случае выгоднее бутилировать ее в пластик. Ученые сходятся во мнении, что по всему миру нужно налаживать контроль за пластиком на всех стадиях его существования — от производства и использования до утилизации. Без этого он в огромных количествах попадает в природу. Здесь особенно важен раздельный сбор.

Еще важно понять, что пластиковый мусор негативно влияет на планету, и объяснять, как это происходит, а это возможно только через популяризацию научных исследований, считает Колобов. Эксперты ВОЗ подчеркивают, что концентрация микропластика в некоторых местах уже превышает уровень, при котором его воздействие можно считать незаметным. И если не прекратить неконтролируемо выбрасывать мусор, то таких мест в мире станет гораздо больше.

Читать статью полностью:   The Village. Новости Москвы, Санкт-Петербурга. 27 ноября 2019.

Вы находитесь здесь:Главная/СМИ о нас/Микропластик: Как крошечные частицы вредят природе и человеку