12 августа 2020

Ученые узнали историю потепления климата Калининградской области

ТАСС, 10 августа 2020г.

Климатологи выяснили, что климат в Калининградской области начал теплеть примерно 9,5 тыс. лет назад. После завершения эпохи оледенения он пережил сразу несколько серий резких похолоданий, пишет пресс-служба Российского научного фонда (РНФ) со ссылкой на научный журнал Boreas.

"Выделенные нами короткие интервалы похолоданий отражают региональные проявления глобальных климатических колебаний голоцена, иначе называемых циклами Бонда. В дальнейшем мы планируем изучить и сопоставить данные о региональных перестройках климата с глобальными климатическими сигналами", – рассказала Лейла Баширова, заведующая лабораторией в Атлантическом отделении Института океанологии РАН и руководитель проекта.

Последнее похолодание на Земле произошло 12,9 тыс. лет назад, во время периода, который геологи называют младшим, или поздним, дриасом (важно не путать его с триасовым периодом, который начался гораздо раньше, более 250 млн лет назад). Из-за этого полностью вымерли крупные млекопитающие, которые населяли тогда Северную Америку – в частности, мастодонты и саблезубые кошки. Тогда же появились первые древние культуры индейцев.

Причины этого похолодания остаются загадкой для палеоклиматологов. Из-за этого ученые исследуют все его проявления в разных уголках Земли в надежде узнать те факторы, которые привели к резкому снижению температур на планете. Сегодня на эту роль претендуют как различные климатические явления, такие как временная остановка течений в Атлантике, так и "космические" факторы, такие как падение астероида или кометы.

Баширова и ее коллеги внесли свой вклад в изучение истории позднего дриаса, обнаружив, как менялся климат Калининградской области примерно 12,7-6,5 тыс. лет назад. Это открытие ученые сделали благодаря отложениям ила, который много тысяч лет сформировался на дне Камышового озера, которое расположено неподалеку от границ с Польшей и Литвой.

Озерная климатическая "летопись"

"Донные отложения озер, как и осадки на морском дне, представляют собой настоящую летопись. Расшифровка "летописи" озера Камышового в период с 12,7 по 6,5 тыс. лет назад позволила получить уникальную информацию о природе и климате прошлого и их изменениях", – пояснила один из авторов исследования, научный сотрудник АО ИО РАН Ольга Дружинина.

В частности, ученые проследили за тем, как за исследуемый период менялись доли изотопов некоторых элементов, в том числе кислорода-18. Дело в том, что концентрация этих веществ зависит от температуры воды. Кроме того, авторы исследования изучили, как много личинок разных видов комаров, выживание которых тоже сильно зависит от этого параметра, было в разных слоях ила.

Эти замеры показали, что дриасовое похолодание происходило на территории Восточной Европы не в один, в два этапа, которые разделяло несколько сотен лет. В частности, в начале этого периода, 12,7–12,3 тыс. лет назад, летние температуры резко снизились, упав на 3 °С. После этого похолодание остановилось и продолжилось лишь 11,9 тыс. лет назад, уменьшившись еще на полградуса и достигнув минимальной отметки за всю постледниковую эпоху.

После этого температуры начали расти. Однако до отметки в 9,5 тыс. лет назад, когда лето начало плавно становиться все более теплым, климат был крайне нестабильным. В следующие столетия температура выросла примерно на 3 °С, достигнув примерно современных значений.

По мнению исследователей, этот многоступенчатый характер сдвигов в климате Калининградской области был связан с теми же периодическими климатическими явлениями, которые влияли на переход от эпохи дриасового похолодания к так называемому пребореальному периоду, когда Европа начинала приобретать свой текущий облик. Дальнейшее изучение отложений со дна Камышового озера, как надеются исследователи, поможет им всесторонне изучить эти периодические процессы.

Читайте по теме:

gazeta.ru  10.08.2020 / Изучено изменение климата в Калининградской области после ледникового периода

Вы находитесь здесь:Главная/СМИ о нас/Ученые узнали историю потепления климата Калининградской области